decor
1919

Первая государст­венная киношкола

Колыбель киноискусства

С момента создания кинематографа от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от пленочного до цифрового, ему пришлось пройти большой путь в развитии и претерпеть масштабные изменения. Неизменно одно – кропотливая подготовка творцов этого важнейшего из искусств.


В России первые киноленты появлялись быстрее, чем во многих других странах. Так, уже в 1908 году Александр Дранков создал первую в Российской империи художественную киноленту «Понизовая вольница», сейчас известную под названием «Стенька Разин».

гкш12.jpg 1.28 MB


Распространение кинематографа быстро обозначило проблему подготовки квалифицированных кадров. К концу первого десятилетия XX века в России уже были опытные операторы, режиссеры и актеры, которые могли передать свой опыт тем, кто мечтал связать свою жизнь с этими профессиями. На государственном уровне было принято решение создать первую в мире киношколу. Она открылась 1 сентября 1919 года. Ее руководителем стал Владимир Гардин.

В первый год работы там обучали только кинонатурщиков – в то время так называли актеров кино. Программа обучения включала в себя занятия по эмоциональной пластике, мимической выразительности, акробатике, развитию тела, гимнастике чувств, танцам и даже фехтованию. Конкурс в школу был нешуточный: из 660 желающих поступить в киношколу к обучению допустили только 40 человек. Результатом первых лет работы киношколы стали талантливые актеры, среди которых был будущий лауреат трех Сталинских премий Всеволод Пудовкин.

Вскоре здесь начинают готовить не только кинонатурщиков, но и кинооператоров, мультипликаторов и декораторов – новые мастерские открываются каждый год. В 1926 году мастерскую набирает один из первых выпускников киношколы Всеволод Пудовкин. В этом же году он ставит драму «Мать» по произведению Максима Горького. Эта кинолента до сих пор изучается во всем мире как пример жемчужины киноискусства того времени.

гкш42.jpg 1.18 MB


В 1928 году автор новаторской киноработы «Броненосец "Потемкин"» Сергей Эйзенштейн становится руководителем новой инструкторско-исследовательской мастерской, целью которой было обобщение уже существующего опыта и повышение квалификации молодых киноделов. После его деятельности в учебном заведении остался огромный архив лекций, записей, наблюдений, анализов киноработ и других бесценных документов.

В 1929 году Эйзенштейн отправляется в зарубежную командировку «для освоения звуковой кинотехники» и получает зарубежный опыт, который впоследствии передает своим студентам в СССР. Вернувшийся из командировки Эйзенштейн становится руководителем кафедры режиссуры в 1932 году. В то же время появляется новое направление обучения и исследований – в ГИКе занимаются драматургией, ведется набор на рабфак, режиссерский, сценарный, актерский, операторский и инженерно-экономический факультеты.

Вскоре название института меняется на привычный нам ВГИК. Это учебное заведение по праву считалось престижным и передовым. Здесь появляется аспирантура и первый в стране научно-исследовательский сектор. Преподаватели создают уникальные программы обучения, аналогов которым нет ни в одном подобном учебном заведении. Поэтому после Великой Отечественной войны институт принимает на учебу иностранцев, которые считают большой удачей обучаться в нем. 

ВГИК питает кадрами киностудии всех советских республик, стран Восточной Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. В международной деятельности участвуют и преподаватели. Так, в 1950-м году именитый педагог института Сергей Герасимов снимает документальную картину «Освобожденный Китай» совместно с киноработниками КНР. Параллельно со съемками Герасимов руководит объединенной актерско-режиссерской мастерской, в числе воспитанников которой Сергей Бондарчук, Лев Кулиджанов, Татьяна Лиознова, Николай Розанцев и другие именитые деятели. 

В XXI веке ВГИК является мечтой всех россиян, решивших связать судьбу с миром кино и телевидения. Практически в любой стране можно найти выпускника ВГИКа, успешно работающего в сфере кино или телевидения.

Фильмы Я. Лапшина, Г. Чухрая, М. Хуциева, Т. Абуладзе, Р. Чхеидзе, С. Ростоцкого, Л. Кулиджанова, Э. Рязанова, В. Шукшина, А. Тарковского, А. Кончаловского, О. Иоселиани, С. Параджанова, Э. Климова, К. Муратовой, В. Абдрашитова, А. Сокурова и многих других выпускников ВГИКа стали не только выдающимися явлениями отечественной культуры, но и утвердили высокий международный авторитет советского киноискусства во всем мире.

Подробнее